Лишайники крепятся к грунту с помощью

Лишайники крепятся к грунту с помощью

Тесты по биологии. 7 класс

Тестирование – один из вариантов оперативного контроля, позволяющего провести диагностику усвоения ведущих понятий.

Данное пособие является дополнением к учебнику В. Б. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» и предназначено для текущего и тематического контроля.

Вопросы сгруппированы по темам, в соответствии с программой по биологии для средних общеобразовательных учебных заведений по курсу «Биология. Признаки живых организмов». Особое внимание уделено проверке усвоения основных биологических терминов, понятий, понимания существующих взаимосвязей между биологическими явлениями и процессами, а также между различными организмами и их отношениями с окружающей средой.

Основная часть заданий представлена наиболее распространенной формой поэтапного контроля на уроке – тестами, в которых всегда присутствует один или несколько правильных ответов («выберите правильный ответ»).

Также в сборник включены тестовые задания на соотношение объектов («найдите соответствие»), которые содержат только правильные ответы, и их необходимо сгруппировать или расставить в правильной последовательности. Выполнение такого типа тестов наиболее эффективно при контроле знаний по изучаемым темам курса.

Задания, требующие выбора правильного утверждения и дополнения какого-либо определения или понятия («выберите верное утверждение» и «вставьте пропущенное слово»), помогают лучше запомнить новые знания.

Задания по восстановлению пропущенных слов в предложениях и выбору верного утверждения можно использовать в форме биологического диктанта.

В конце пособия дается итоговое тестовое задание по всем изученным темам курса «Многообразие живых организмов».

Работа с тестами предполагает практическое применение знаний и регулярную работу с учебником, что позволяет учащемуся подготовиться к уроку, контрольной работе, экзамену, научит анализировать и систематизировать знания, самостоятельно и объективно их оценивать, использовать дополнительные источники информации.

Пособие адресовано учителям, а также будет полезно школьникам для самоконтроля при подготовке к урокам, зачетам, контрольным и проверочным работам. Ко всем заданиям даны ответы для самопроверки.

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО И НАУКА СИСТЕМАТИКА

ОТ КЛЕТКИ ДО БИОСФЕРЫ. ЧАРЛЗ ДАРВИН. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ. СИСТЕМАТИКА

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

Все живые организмы имеют сходство в строении – все они состоят из …

2. Клетки многоклеточного организма, в отличие от одноклеточного, специализированы и не могут существовать …

3. Живое вещество биосферы – это все … …, обитающие на …

4. Биоценоз – это сообщество …, …, …, …, живущих на одной территории, и … между собой.

5. Эволюционное учение создал ученый …

6. Основная единица классификации – …

7. Всего различают пять царств живой природы: …, …, …, …, …

8. Видом называют особи, имеющие сходство по морфологическим, …, … и биохимическим признакам, свободно … и дающие … потомство.

Выберите правильный ответ.

9. Живой организм – это:

А. Группа клеток, выполняющих различные функции

Б. Группа клеток, образующих ткани, выполняющих различные функции

В. Группа клеток, образующих ткани и органы, осуществляющих только одну определенную функцию

Г. Согласованное взаимодействие клеток, тканей и органов, составляющих этот организм

10. Популяция – это:

A. Особи одного вида

Б. Особи одного вида, обитающие на одной территории

B. Все живые организмы, обитающие на одной территории

Г. Особи одного вида, обитающие на одной территории и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп

11. Оболочка земли, заселенная живыми организмами, это:

12. В основе систематики лежит:

A. Изучение многообразия живых организмов

Б. Изучение строения живых организмов

B. Распределение живых организмов по группам на основе сходства и родства

Г. Изучение ископаемых видов живых организмов

13. Основоположником систематики является:

14. Выберите правильную последовательность систематических категорий.

А. Вид, семейство, род, отряд, класс, тип, подтип, царство

Б. Вид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство

В. Род, вид, семейство, класс, отряд, тип, подтип, царство

Г. Вид, подвид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство

Выберите верное утверждение.

15. 1. Английский ученый Чарлз Дарвин в 1906 г. опубликовал книгу, где объяснил развитие природы действием естественных законов.

2. Создание человеком новых пород животных и сортов растений производится на основе индивидуальной наследственной изменчивости.

3. Из поколения в поколение человек выбирал животное или растения с полезными для себя признаками, например растения с сочными и крупными плодами.

4. Понимание происхождения культурных форм растений и животных позволило объяснить происхождение видов животных и растений.

5. Причинами, определяющими процесс видообразования, являются борьба за существование и естественный отбор.

6. Борьба за существование включает только сложные и многообразные отношения между живыми организмами.

7. Конкуренция между различными видами включает борьбу за пищу.

8. В процессе борьбы за существование происходит естественный отбор.

9. Наиболее приспособленные организмы к определенной среде обитания оставляют плодовитое потомство и их численность возрастает.

10. Движущие силы эволюции – это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

16. Расставьте в правильной последовательности один из примеров естественной классификации животного царства, указав систематические категории – вид, род, семейство, отряд, класс, тип, подтип, царство.

Животные (1), Позвоночные (2), Млекопитающие (3), Хордовые (4), Шимпанзе швейнфуртовский (5), Приматы (6), Шимпанзе (7), Человекообразные обезьяны (8).

ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ БАКТЕРИИ. ПОДЦАРСТВО АРХЕБАКТЕРИИ. ПОДЦАРСТВО ОКСИФОТОБАКТЕРИИ

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

Все бактерии объединяют в царство …

2. Изучением строения и жизнедеятельности микроорганизмов занимается наука – …

3. А. Бактерии, существующие в бескислородной среде называют …

Б. Бактерии, существующие в … среде называют аэробами.

4. Цианобактерии нередко называют …

5. Закончите предложение.

Цианобактерии сыграли важную роль в изменении … атмосферы, что связано с их … деятельностью.

Лишайники крепятся к грунту с помощью

Клетка гриба имеет клеточную стенку, цитоплазму, ядро, митохондрии, хлоропласты, рибосомы, эндоплазматическую сеть, слабо развитый аппарат Гольджи, вакуоли.

16. Из предложенных терминов отразите схематично явление «симбиоз», стрелками покажите взаимосвязь:

III. Вода и минеральные вещества

IV. Органические вещества

V. Корни деревьев

17. В схеме «Грибы в хозяйственной жизни человека» заполните пропуски, подобрав по смыслу нужные слова.

Используя схему, подготовьте рассказ о роли грибов в хозяйственной деятельности человека.

Найдите соответствие.

18. Какие признаки характерны для грибов класса:

III. Аскомицеты, или сумчатые грибы

A. Многоклеточный мицелий с базидиями, или плодовыми телами, гетеротрофы, некоторые из них – паразиты

Б. Одноклеточные, наземные, гетеротрофы и паразиты

B. Мицелий отсутствует, внутриклеточный паразит, тело представлено голой цитоплазматической массой

Г. Плодовое тело в виде сумок, содержащих споры, некоторые из представителей – одиночные почкующиеся клетки

Д. Одноклеточные и многоклеточные организмы, обитающие в воде, на растительных остатках и трупах животных, многие из них являются паразитами высших растений

Выберите верное утверждение.

19. 1. Царство грибов включает не менее 100 тыс. видов.

2. Шляпочные грибы содержат пигмент.

3. Клети грибов содержат запасное вещество – гликоген.

4. Грибница, или мицелий, состоит из тонких ветвящихся нитей – гиф.

5. Одноклеточные грибы – дрожжи.

6. У большинства видов грибов мицелий разделен перегородками, в которых есть поры.

7. Гифы, объединяясь в пучки, образуют крупные тяжи, достигающие несколько метров в длину, которые выполняют проводящую функцию.

8. Клетки грибов не содержат мембранных органоидов.

9. Наследственный, или генетический аппарат клетки гриба находится в ядрах.

10. У одноклеточных грибов во время почкования образуется ложный мицелий.

11. Грибы размножаются спорами и вегетативно.

12. Споры грибов образуются в спорангиях, которые образуются на гифах.

13. Род Мукор относится к классу Хитридиомицетов.

14. Сыроежки относятся к классу Аскомицеты.

15. Дрожжи относятся к классу Несовершенные грибы.

16. Подосиновик и подберезовик относятся к классу Базидиомицетов.

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите определение.

А. Лишайник – это симбиотический организм, состоящий из гетеротрофного компонента – . и автотрофного компонента – .

Б. Тело лишайников называется .

2. Лишайники – индикаторы окружающей среды – они требовательны к . .

3. Лишайники размножаются . и .

Найдите соответствие.

4. Из перечня жизненных форм лишайников определить:

Б. Исландский мох

Е. Ксантория настенная

5. Из предложенных терминов составьте схему симбиоза лишайников, стрелками укажите взаимосвязь:

II. Минеральные вещества

III. Органические вещества

6. Заполните пропуски в схеме «Биологическая и хозяйственная роль лишайников».

Используя схему, составьте рассказ.

Выберите правильный ответ.

7. Наиболее сложно организованный тип слоевища у лишайников:

8. Лишайники – это организмы, питающиеся:

9. В теле лишайника водоросли находятся:

A. Вдоль нижнего коркового слоя

B. Между сердцевиной и нижним корковым слоем

Г. Между сердцевиной и верхним корковым слоем

10. Лишайники крепятся к грунту с помощью:

B. Ризоидов и гифов

Г. Специального клейкого вещества

11. Лишайники встречаются в:

A. Холодных областях Земли

Б. Умеренных широтах

Г. Все утверждения верны

Выберите верное утверждение.

12. 1. Лишайники – это группа симбиотических организмов.

2. Два компонента лишайников: водоросль – гетеротрофный организм и гриб – автотрофный организм.

3. Для каждого вида лишайников характерны определенные гриб и водоросль.

4. Наиболее сложно устроены накипные лишайники.

5. Слоевище многих лишайников имеет нижний и верхний корковые слои из плотно сплетенных грибных нитей.

6. Сердцевину лишайников образуют грибные нити и водоросли.

7. Гриб обеспечивает водоросль водой и растворенными органическими веществами.

8. Для лишайника характерны новые биологические качества, не свойственные водорослям и грибам вне симбиоза.

9. Лишайники растут на почве, скальных выходах горных пород, деревьях и требовательны к чистому воздуху.

10. Лишайники устойчивы к низким температурам, отсутствия влаги и незначительным содержаниям углекислого газа в атмосфере.

11. Лишайники размножаются частями слоевища, т. е. вегетативно.

12. Лишайники могут размножаться спорами, которые образуются половым и бесполым путем.

13. Лишайники аккумулируют солнечную энергию, преобразуют органические вещества до неорганических, преобразуют горные породы в почву, пригодную для расселения растений.

ПОДЦАРСТВО НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ. ГРУППА ОТДЕЛОВ ВОДОРОСЛИ

Выберите правильный ответ.

1. К одноклеточным водорослям относятся:

2. В пресных водоемах обитает:

3. Клетка водоросли состоит из:

A. Клеточной оболочки и цитоплазмы

Б. Цитоплазмы, ядра, пластид

B. Цитоплазмы, нескольких ядер, пигментов

Г. Клеточной оболочки, цитоплазмы, ядра, вакуолей, пластиды

4. Питание большинства водорослей происходит за счет:

Б. Поглощения готовых органических веществ

B. Симбиоза с другими организмами

Г. Все утверждения верны

5. Водоросли размножаются:

Б. Бесполым путем

В. Половым путем

Г. Все утверждения верны

6. Установите последовательность процесса размножения и укажите их взаимосвязь, обозначив стрелкой:

Тест с ответами по биологии — для экзамена часть 05

Вопрос: Живой организм – это:
[-] Группа клеток, выполняющих различные функции
[-] Группа клеток, образующих ткани, выполняющих различные функции
[-] Группа клеток, образующих ткани и органы, осуществляющих только одну определенную функцию
[+] Согласованное взаимодействие клеток, тканей и органов, составляющих этот организм

Вопрос: Популяция – это:
[-] Особи одного вида
[-] Особи одного вида, обитающие на одной территории
[-] Все живые организмы, обитающие на одной территории
[+] Особи одного вида, обитающие на одной территории и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп

Вопрос: Оболочка земли, заселенная живыми организмами, это:
[-] Атмосфера
[-] Литосфера
[+] Биосфера
[-] Биоценоз

Вопрос: В основе систематики лежит:
[-] Изучение многообразия живых организмов
[-] Изучение строения живых организмов
[+] Распределение живых организмов по группам на основе сходства и родства
[-] Изучение ископаемых видов живых организмов

Вопрос: Основоположником систематики является:
[+] Карл Линней
[-] Чарлз Дарвин
[-] Аристотель
[-] Теофраст

Вопрос: Выберите верное утверждение.
[-] Английский ученый Чарлз Дарвин в 1906 г. опубликовал книгу, где объяснил развитие природы действием естественных законов.
[+] Создание человеком новых пород животных и сортов растений производится на основе индивидуальной наследственной изменчивости.
[+] Из поколения в поколение человек выбирал животное или растения с полезными для себя признаками, например растения с сочными и крупными плодами.
[+] Понимание происхождения культурных форм растений и животных позволило объяснить происхождение видов животных и растений.
[+] Причинами, определяющими процесс видообразования, являются борьба за существование и естественный отбор.
[-] Борьба за существование включает только сложные и многообразные отношения между живыми организмами.
[-] Конкуренция между различными видами включает борьбу за пищу.
[+] В процессе борьбы за существование происходит естественный отбор.
[+] Наиболее приспособленные организмы к определенной среде обитания оставляют плодовитое потомство и их численность возрастает.
[+] Движущие силы эволюции – это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

Вопрос: Способ передвижения бактерий:
[+] При помощи жгутиков
[+] «Реактивный» – выбрасывание слизи
[-] При помощи крылышек
[-] Все утверждения верны

Вопрос: Спора бактерий – это …
[-] Половая клетка
[-] Форма для размножения
[+] Форма для выживания бактерий в неблагоприятных условиях
[-] Название бактерий

Вопрос: Для получения энергии бактерии используют:
[-] Органические соединения
[-] Неорганические соединения
[-] Солнечный свет
[-] Все утверждения верны

Вопрос: Выберите верное утверждение.
[-] Бактерии – диплококки представляют собой скопления плотных пачек.
[+] На поверхности бактерий часто развиты жгутики и ворсинки.
[-] Клеточная стенка бактерий образована целлюлозой.
[+] У бактерий отсутствуют мембранные органоиды, например митохондрии, пластиды.
[+] В бактериальной клетке все ферменты, которые обеспечивают процессы ее жизнедеятельности, находятся в цитоплазме или на внутренней поверхности цитоплазматической мембраны.
[-] Большинство бактерий автотрофы.
[+] Некоторые бактерии синтезируют органическое вещество из неорганического за счет энергии окисления неорганических соединений.
[+] Некоторые бактерии могут преобразовывать солнечную энергию.
[+] Бактерии разрушают отмершие растительные и животные организмы.
[+] Бактерии преобразуют органические вещества в неорганические и возвращают химические элементы в биологический круговорот.
[-] Бактерии поражают только животных и человека.
[-] Первые бактерии появились 7 млрд лет назад.

Вопрос: Грибы изучает наука:
[+] Микология
[-] Экология
[-] Микробиология
[-] Биология

Вопрос: Выберите верное утверждение.
[+] Царство грибов включает не менее 100 тыс. видов.
[-] Шляпочные грибы содержат пигмент.
[+] Клети грибов содержат запасное вещество – гликоген.
[+] Грибница, или мицелий, состоит из тонких ветвящихся нитей – гиф.
[+] Одноклеточные грибы – дрожжи.
[+] У большинства видов грибов мицелий разделен перегородками, в которых есть поры.
[+] Гифы, объединяясь в пучки, образуют крупные тяжи, достигающие несколько метров в длину, которые выполняют проводящую функцию.
[-] Клетки грибов не содержат мембранных органоидов.
[+] Наследственный, или генетический аппарат клетки гриба находится в ядрах.
[+] У одноклеточных грибов во время почкования образуется ложный мицелий.
[+] Грибы размножаются спорами и вегетативно.
[+] Споры грибов образуются в спорангиях, которые образуются на гифах.
[-] Род Мукор относится к классу Хитридиомицетов.
[-] Сыроежки относятся к классу Аскомицеты.
[-] Дрожжи относятся к классу Несовершенные грибы.
[+] Подосиновик и подберезовик относятся к классу Базидиомицетов.

Вопрос: Грибы размножаются:
[+] Вегетативно
[-] Спорами
[-] Семенами
[-] Половым путем

Вопрос: У грибов споры развиваются в:
[+] Гифах
[-] Спорангиях
[-] Почках
[-] Микоризе

Вопрос: Микориза – это:
[-] Название гриба
[+] Грибокорень
[-] Разновидность грибницы
[-] Спора

Вопрос: Выживание гриба в неблагоприятных условиях обеспечивается:
[+] Запас питательных веществ откладывается в клетках утолщенных частей грибницы
[-] Образуется спора
[-] Запасается большое количество воды
[-] Происходит замедление процессов обмена веществ

Вопрос: К классу базидиомицеты относятся:
[+] Сыроежка
[-] Трутовик
[-] Звездовик
[-] Картофельный гриб

Вопрос: Какой гриб поражает злаковые культуры и может вызвать отравление человека, попадая в муку?
[+] Спорынья
[-] Пеницилл
[-] Фитофтора
[-] Дрожжи

Вопрос: Образует плесень на пищевых продуктах:
[+] Мукор
[-] Пеницилл
[-] Спорынья
[-] Фитофтора

Вопрос: Наиболее сложно организованный тип слоевища у лишайников:
[+] Кустистых
[-] Листоватых
[-] Накипных

Вопрос: Лишайники – это организмы, питающиеся:
[-] Гетеротрофно
[-] Автотрофно
[+] Автогетеротрофно
[-] Хемотрофно

Вопрос: В теле лишайника водоросли находятся:
[-] Вдоль нижнего коркового слоя
[-] В сердцевине
[-] Между сердцевиной и нижним корковым слоем
[+] Между сердцевиной и верхним корковым слоем

Вопрос: Лишайники крепятся к грунту с помощью:
[+] Ризоидов
[-] Гифов
[-] Ризоидов и гифов
[-] Специального клейкого вещества

Вопрос: Лишайники встречаются в:
[-] Холодных областях Земли
[-] Умеренных широтах
[-] Горах
[+] Все утверждения верны

Вопрос: Выберите верное утверждение.
[+] Лишайники – это группа симбиотических организмов.
[-] Два компонента лишайников: водоросль – гетеротрофный организм и гриб – автотрофный организм.
[+] Для каждого вида лишайников характерны определенные гриб и водоросль.
[-] Наиболее сложно устроены накипные лишайники.
[+] Слоевище многих лишайников имеет нижний и верхний корковые слои из плотно сплетенных грибных нитей.
[+] Сердцевину лишайников образуют грибные нити и водоросли.
[-] Гриб обеспечивает водоросль водой и растворенными органическими веществами.
[+] Для лишайника характерны новые биологические качества, не свойственные водорослям и грибам вне симбиоза.
[+] Лишайники растут на почве, скальных выходах горных пород, деревьях и требовательны к чистому воздуху.
[+] Лишайники устойчивы к низким температурам, отсутствия влаги и незначительным содержаниям углекислого газа в атмосфере.
[+] Лишайники размножаются частями слоевища, т. е. вегетативно.
[-] Лишайники могут размножаться спорами, которые образуются половым и бесполым путем.
[+] Лишайники аккумулируют солнечную энергию, преобразуют органические вещества до неорганических, преобразуют горные породы в почву, пригодную для расселения растений.

Вопрос: К одноклеточным водорослям относятся:
[+] Хлорелла
[+] Хламидомонада
[-] Ламинария
[-] Спирогира

Вопрос: В пресных водоемах обитает:
[-] Саргассум
[-] Порфира
[-] Спирогира
[+] Вольвокс

Вопрос: Клетка водоросли состоит из:
[-] Клеточной оболочки и цитоплазмы
[-] Цитоплазмы, ядра, пластид
[-] Цитоплазмы, нескольких ядер, пигментов
[+] Клеточной оболочки, цитоплазмы, ядра, вакуолей, пластиды

Вопрос: Питание большинства водорослей происходит за счет:
[+] Фотосинтеза
[-] Поглощения готовых органических веществ
[-] Симбиоза с другими организмами
[-] Все утверждения верны

Вопрос: Водоросли размножаются:
[-] Вегетативно
[+] Бесполым путем
[+] Половым путем
[-] Все утверждения верны

Вопрос: Гамета – это:
[-] Название водоросли
[-] Название споры
[-] Часть слоевища
[+] Половая клетка

Вопрос: Ризоиды – это:
[-] Название водоросли
[-] Форма таллома
[-] Особый тип клеток
[+] Выросты тела водоросли, служащие для прикрепления к субстрату

Вопрос: Фитобентос – это:
[+] Придонная растительность
[-] Придонный ил
[-] Группа водорослей
[-] Бурые водоросли

Вопрос: Выберите верное утверждение.
[+] Водоросли вырабатывают органические вещества.
[+] Водоросли обитают только на небольших глубинах.
[+] В клетках водорослей содержатся зеленые, оранжевые, красные пигменты.
[+] При низкой освещенности водоросли не могут осуществлять фотосинтез.
[-] При низких температурах водоросли погибают.
[-] Снежная хламидомонада способна обитать даже на снегу.
[+] Водоросли создали кислородную атмосферу планеты.
[+] Водоросли являются родоначальниками всех растений суши.
[-] Водоросли возникли 4,5 млрд лет назад.
[-] Хлорелла – одноклеточная водоросль, передвигается с помощью жгутиков.
[-] У водорослей отсутствуют настоящие органы и ткани, присущие высшим растениям.
[+] Клетка водоросли содержит одну крупную или несколько мелких вакуолей с клеточным соком, одно или несколько ядер, хроматофоры, содержащие пигменты.
[+] Есть водоросли, которые питаются гетеротрофно.
[+] Водоросли размножаются только бесполым путем.
[+] Обычно бесполым путем водоросли размножаются только в благоприятных условиях.
[+] Женские и мужские гаметы у водорослей могут образовываться на одной или на разных особях.
[+] Растение, образующее споры, называется спорофитом, а гаметы – гаметофитом.
[+] В большинстве случаев у водорослей гаметофит и спорофит – это самостоятельные растения.

Вопрос: Моховидные относятся к высшим растениям, так как они:
[-] Многолетние растения
[-] Образуют органические вещества
[+] Имеют стебель и листья
[-] Размножаются спорами

Вопрос: Ризоиды у мхов служат:
[-] Для размножения
[-] Для сохранения тела в вертикальном положении
[-] Для прикрепления к почве
[+] Для всасывания питательных веществ из почвы

Вопрос: Торф образуется в результате:
[-] Гниения растительных остатков
[+] Разрастания сфагнума плотными дернинами
[-] Накопления большого количества органических веществ
[+] Создания мхами кислой среды, отсутствия кислорода, что препятствует процессам гниения отмерших частей растений

Вопрос: Выберите верное утверждение.
[+] Мхи относятся к высшим растениям.
[-] Моховидные – это однолетние растения.
[-] Моховидные могут жить как во влажных условиях, так и в сухих.
[-] Многоклеточные ризоиды, выполняющие у мхов функцию корня, уже имеют проводящую ткань.
[+] У моховидных есть половое поколение растений – гаметофит, и бесполое – спорофит.
[+] Кукушкин лен относится к листостебельным мхам.
[+] Зеленые мхи могут размножаться вегетативно – частями тела и специальными почками.
[+] У сфагнума отсутствуют ризоиды и влагу он получает непосредственно через стебель.

Читайте также  Обрезка форзиции осенью

Вопрос: В пищу употребляют некоторые виды:
[+] Папоротниковидных
[-] Плауновидных
[-] Хвощевидных
[-] Все варианты правильны

Вопрос: Ужовник относится к отделу:
[-] Моховидные
[-] Плауновидные
[-] Хвощевидные
[+] Папоротниковидные

Лишайники

Лишайники — своеобразная группа живых организмов, произрастающих на всех континентах, в том числе и в Антарктиде. В природе их насчитывают более 26 000 видов.

Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. Однако до сих пор не пришли к единому мнению относительно их положению в систематике живой природы: одни относят их к царству растений, другие — к царству грибов.

Тело лишайника представлено слоевищем. Оно очень разнообразно по окраске, размерам, форме и строению. Слоевище может иметь форму тела в виде корочки, листовидной пластинки, трубочек, кустика и небольшого округлого комочка. Некоторые лишайники достигают в длину более метра, но большинство имеют слоевище размером 3-7 см. Они медленно растут — за год увеличиваются на считанные миллиметры, а некоторые — на доли миллиметра. Возраст их слоевища нередко насчитывает несколько сотен и тысяч лет.

Лишайники не имеют типичной зелёной окраски. Окраска лишайников сероватая, зеленовато-серая, светло- или тёмно-бурая, реже жёлтая, оранжевая, белая, чёрная. Окраска обусловлена пигментами, которые находятся в оболочках гиф гриба. Различают пять групп пигментов: зелёные, синие, фиолетовые, красные, коричневые. Цвет лишайников может зависеть также от окраски лишайниковых кислот, которые откладываются в виде кристаллов или зёрен на поверхности гиф.

Живые и отмершие лишайники, скопившаяся на них пыль и песчинки создают не обнажённом грунте тонкий слой почвы, в котором могут закрепиться мхи и другие наземные растения. Разрастаясь, мхи и травы затеняют наземные лишайники, засыпают их отмершими частями своих тел, и лишайники со временем исчезают с этого места. Лишайникам вертикальных поверхностей засыпание не грозит — они разрастаются и разрастаются, впитывая влагу дождей, рос и туманов.

В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делят на три типа: накипные, листоватые и кустистые.

Типы лишайников. Морфологические особенности

Лишайники — первые поселенцы на обнажённом грунте. На голых камнях, палимых солнцем, на песке, на брёвнах и стволах деревьев.

(около 80% всех лишайников)

Вид корочки, тонкой плёнки, разных цветов тесно сросшихся с субстратом

В зависимости от субстрата, на котором произрастают накипные лишайники, различают:

  • эпилитные
  • эпифлеоидные
  • эпигейные
  • эпиксильные

на поверхности горных пород;
на коре деревьев и кустарников;
на поверхности почвы;
на гниющей древесине

Слоевище лишайника может развиваться внутри субстрата (камня, коры, дерева). Есть накипные лишайники с шаровидной формой слоевища (кочующие лишайники)

Таллом имеет вид чешуек или достаточно больших пластинок.

Монофильное — вид одной крупной округлой листовидной пластинки (в диаметре 10—20 см).

Полифильное — слоевище из нескольких листовидных пластинок

Прикрепляются к субстрату в нескольких местах с помощью пучков грибных гиф

На камнях, почве, песке, коре деревьев. К субстрату прочно прикрепляются толстой короткой ножкой.

Встречаются неприкреплённые, кочующие формы

Характерной особенностью листовидных лишайников является то, что его верхняя поверхность отличается по строению и окраске от нижней

Кустистые.
Высота маленьких — несколько миллиметров, крупных — 30—50 см

В виде трубочек, воронок, ветвящихся трубочек. Вид кустика, прямостоячего или висячего, сильно разветвлённого или неразветвлённого. «Бородатые» лишайники

Слоевища бывают с плоскими и округлыми лопастями. Иногда у крупных кустистых лишайников в условиях тундр и высокогорий развиваются добавочные прикрепительные органы (гаптеры), с помощью которых они прирастают к листьям осок, злаков, кустарников. Таким образом, лишайники предохраняют себя от отрыва сильными ветрами и бурями

Эпифиты — на ветвях деревьев или скалах. К субстрату прикрепляются небольшими участками слоевища.

Напочвенные — нитевидными ризоидами

Уснея длинная — 7—8 метров, свисающая в виде бороды с ветвей лиственниц и кедров в таёжных лесах

Это высший этап развития слоевища

В чрезвычайно суровых условиях произрастают лишайники на камнях и скалах в Антарктиде. Живым организмам приходится жить здесь при очень низких температурах, особенно зимой, и практически без воды. Из-за низкой температуры осадки там выпадают всегда в виде снега. Лишайник не может поглощать воду в такой форме. Но его выручает чёрная окраска слоевище. Благодаря высокой солнечной радиации тёмная поверхность тела лишайника быстро нагревается даже при низких температурах. Снег, попавший на нагретое слоевище, тает. Появившуюся влагу лишайник сразу впитывает, обеспечивая себя водой, необходимой ему для дыхания и фотосинтеза.

Строение

Слоевище состоит из двух разных организмов — гриба и водоросли. Они так тесно взаимодействуют между собой, что их симбиоз представляется единым организмом.

Слоевище представляет собой множество переплетённых грибных нитей (гиф).

Между ними группами или одиночно расположены клетки зелёных водорослей, а у некоторых — цианобактерий. Интересно, что виды грибов, составляющих лишайник, в природе вообще не существуют без водорослей, тогда как большинство водорослей, входящих в слоевище лишайника, встречается в свободноживущем состоянии, отдельно от гриба.

Питание

Питание лишайника осуществляется обоими симбионтами. Гифы гриба поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества, а водоросль (или цианобактерия), в которой имеется хлорофилл, образует органические вещества (благодаря фотосинтезу).

Гифы играют роль корней: они впитывают воду и растворённые в ней минеральные соли. Клетки водорослей образуют органические вещества, выполняют функцию листьев. Воду лишайники впитывают всей поверхностью тела (используют дождевую воду, влагу туманов). Важным компонентом в питании лишайников является азот. Те лишайники, которые в качестве фикобионта имеют зелёные водоросли, получают соединения азота из водных растворов, когда их слоевище пропитывается водой, частично прямо из субстрата. Лишайники, имеющие в качестве фикобионта сине-зелёные водоросли (особенно ностоки), способны фиксировать атмосферный азот.

Внутреннее строение

Это своеобразная группа низших растений, которые состоят из двух разных организмов — гриба (представители аскомицетов, базидиомицетов, фикомицетов) и водоросли (зелёные — цистококк, хлорококк, хлорелла, встречается кладофора, пальмелла; сине-зелёные — носток, глеокапса, хроококк), образующих симбиотическое сожительство, отличающееся особыми морфологическими типами и особыми физиолого-биохимическими процессами.

По анатомическому строению различают лишайники двух типов. У одного из них водоросли разбросаны по всей толще слоевища и погружены в слизь, которую выделяет водоросль (гомеомерный тип). Это наиболее примитивный тип. Такое строение характерно для тех лишайников, фикобионтом которых являются сине-зелёные водоросли. Они образуют группу слизистых лишайников. У других (гетеромерный тип) на поперечном срезе можно под микроскопом различать несколько слоёв.

Сверху находится верхняя кора, имеющая вид переплетённых, тесно сомкнутых грибных гиф. Под ней гифы лежат более рыхло, между ними расположены водоросли — это гонидиальный слой. Ниже грибные гифы расположены ещё более рыхло, большие промежутки между ними заполнены воздухом — это сердцевина. За сердцевиной следует нижняя кора, которая по строению подобна верхней. Через нижнюю кору из сердцевина проходят пучки гиф, которые прикрепляют лишайник к субстрату. У корковых лишайников нижней коры нет и грибные гифы сердцевины срастаются непосредственно с субстратом.

У кустистых радиально построенных лишайников на периферии поперечного разреза находится кора, под ней гонидиальный слой, а внутри — сердцевина. Кора выполняет защитную и укрепляющую функции. На нижнем коровом слое лишайников обычно образуются органы прикрепления. Иногда они имеют вид тонких нитей, состоящих из одного ряда клеток. Их называют ризоидами. Ризоиды могут соединяться, образуя ризоидальные тяжи.

У некоторых листовых лишайников слоевище прикрепляется с помощью короткой ножки (гомфа) расположенной в центральной части слоевища.

Зона водорослей выполняет функцию фотосинтеза и накопления органических веществ. Основная функция сердцевина — проведение воздуха к клеткам водорослей, содержащим хлорофилл. У некоторых кустистых лишайников сердцевина выполняет и укрепляющую функцию.

Органами газообмена служат псевдоцифеллы (разрывы коры, заметные невооружённым глазом как белые пятнышки неправильной формы). На нижней поверхности листовых лишайников есть круглые правильной формы белые углубления — это цифеллы, также органы газообмена. Газообмен осуществляется и через перфорации (отмершие участки корового слоя), трещины и разрывы в коровом слое.

Размножение

Размножаются лишайники главным образом кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли, во множестве образующимися внутри его тела. Под давлением их разросшейся массы тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками. Кроме того, грибы и водоросли сохранили и свои собственные способы размножения. Грибы образуют споры, водоросли размножаются вегетативным путём.

Лишайники размножаются либо спорами, которые образуют микобионт половым или бесполым путём, либо вегетативно — фрагментами слоевища, соредиями и изидиями.

При половом размножении на слоевищах лишайников формируются половые спороношения в виде плодовых тел. Среди плодовых тел у лишайников различают апотеции (открытые плодовые тела в виде дисковидных образований); перитеции (закрытые плодовые тела, имеющие вид маленького кувшина с отверстием наверху); гастеротеции (узкие плодовые тела удлинённой формы). Большинство лишайников (свыше 250 родов) формируют апотеции. В этих плодовых телах споры развиваются внутри сумок (мешковидных образований) или экзогенно, на вершине удлинённо-булавовидных гиф — базидий. Развитие и созревание плодового тела длится 4-10 лет, а затем в течение ряда лет плодовое тело способно продуцировать споры. Спор образуется очень много: так, один апотеций может продуцировать 124 000 спор. Прорастают они не все. Для прорастания нужны условия, прежде всего определённые температура и влажность.

Бесполое спороношение лишайников — конидии, пикноконидии и стилоспоры, возникающие экзогенно на поверхности конидиеносцев. Конидии образуются на конидиеносцах, развивающихся непосредственно на поверхности слоевища, а пикноконидии и стилоспоры — в особых вместилищах пикнидиях.

Вегетативное размножение осуществляется кустиками слоевища, а также особыми вегетативными образованиями — соредиями (пылинки — микроскопические клубочки, состоящие из одной или нескольких клеток водорослей, окружённых гифами гриба, образуют мелкозернистую или порошкообразную беловатую, желтоватую массу) и изидиями (маленькие разнообразной формы выросты верхней поверхности слоевища, одного с ней цвета, имеют вид бородавочек, зёрнышек, булавовидных выростов, иногда маленьких листочков).

Лишайники — пионеры растительности. Поселяясь на местах, где другие растения произрастать не могут (например, на скалах), они через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения. Лишайники разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Это разрушительное действие заканчивают вода и ветер. Лишайники способны накапливать радиоактивные вещества.

Непосредственно деревьям, на которых они поселяются, лишайники вреда не приносят, потому что редко углубляются в живые ткани растений. Их даже считают «защитниками» деревьев. Известно, что дерево, покрытое лишайниками, менее подвержено разрушительной деятельности грибов, повреждающих древесину (ряд лишайниковых кислот подавляет рост грибов-разрушителей древесины). Однако они закрывают чечевички и этим затрудняют газообмен растений. Кроме того, под покровом лишайников на стволах деревьев находят убежище вредные насекомые, легче развиваются паразитные грибы.

Тест с ответами Биология 7 класс

5. Выживание гриба в неблагоприятных условиях обеспечивается:
A. Запас питательных веществ откладывается в клетках утолщенных частей грибницы +
Б. Образуется спора
B. Запасается большое количество воды
Г. Происходит замедление процессов обмена веществ

6. К классу базидиомицеты относятся:
A. Сыроежка +
Б. Трутовик
B. Звездовик
Г. Картофельный гриб

7. Какой гриб поражает злаковые культуры и может вызвать отравление человека, попадая в муку?
A. Спорынья +
Б. Пеницилл
B. Фитофтора
Г. Дрожжи

8. Образует плесень на пищевых продуктах:
A. Мукор +
Б. Пеницилл
B. Спорынья
Г. Фитофтора

9. Наиболее сложно организованный тип слоевища у лишайников:
A. Кустистых +
Б. Листоватых
B. Накипных

10. Лишайники – это организмы, питающиеся:
A. Гетеротрофно
Б. Автотрофно
B. Автогетеротрофно +
Г. Хемотрофно

11. В теле лишайника водоросли находятся:
A. Вдоль нижнего коркового слоя
Б. В сердцевине
B. Между сердцевиной и нижним корковым слоем
+ Г. Между сердцевиной и верхним корковым слоем

12. Лишайники крепятся к грунту с помощью:
A. Ризоидов +
Б. Гифов
B. Ризоидов и гифов
Г. Специального клейкого вещества

13. Лишайники встречаются в:
A. Холодных областях Земли
Б. Умеренных широтах
B. Горах
+ Г. Все утверждения верны

14. В пресных водоемах обитает:
А. Саргассум
Б. Порфира
В. Спирогира
+ Г. Вольвокс

15. Клетка водоросли состоит из:
A. Клеточной оболочки и цитоплазмы
Б. Цитоплазмы, ядра, пластид
B. Цитоплазмы, нескольких ядер, пигментов
+ Г. Клеточной оболочки, цитоплазмы, ядра, вакуолей, пластиды

16. Питание большинства водорослей происходит за счет:
A. Фотосинтеза +
Б. Поглощения готовых органических веществ
B. Симбиоза с другими организмами
Г. Все утверждения верны

17. Гамета – это:
А. Название водоросли
Б. Название споры
В. Часть слоевища
+ Г. Половая клетка

18. Фитобентос – это:
A. Придонная растительность +
Б. Придонный ил
B. Группа водорослей
Г. Бурые водоросли

19. Моховидные относятся к высшим растениям, так как они:
A. Многолетние растения
Б. Образуют органические вещества
B. Имеют стебель и листья +
Г. Размножаются спорами

20. Ризоиды у мхов служат:
A. Для размножения
Б. Для сохранения тела в вертикальном положении
B. Для прикрепления к почве
+ Г. Для всасывания питательных веществ из почвы

21. В пищу употребляют некоторые виды:
A. Папоротниковидных +
Б. Плауновидных
B. Хвощевидных
Г. Все варианты правильны

22. Ужовник относится к отделу:
A. Моховидные
Б. Плауновидные
B. Хвощевидные
+ Г. Папоротниковидные

23. Листья папоротника выполняют функцию:
A. Испарения излишней влаги
Б. Размножения
B. Фотосинтеза
+ Г. Размножения и фотосинтеза

24. Для аквариумов используются некоторые виды:
A. Папоротниковидных +
Б. Плауновидных
B. Хвощевидных
Г. Все ответы верны

25. Листья растут в течение всей жизни растения у:
А. Лиственницы
Б. Сосны
В. Вельвичии +
Г. Саговника

26. Трахеиды – это:
A. Название растения
Б. Половые клетки
+ B. Клетки древесины

27. Из древесных цветковых не образуют древесины:
A. Финиковая пальма +
Б. Красное дерево
B. Пробковый дуб
Г. Ясень

28. Функция камбия:
А. Рост деревьев в толщину +
Б. Рост деревьев в длину
В. Прочность древесины
Г. Проведение питательных веществ

29. Семя образуется:
A. Из семяпочки
Б. Из семяпочки после двойного оплодотворения +
B. Из оплодотворенной яйцеклетки
Г. Из оплодотворенной центральной клетки

30. К семейству Крестоцветных относятся:
A. Капуста и пастушья сумка +
Б. Дикая редька и картофель
B. Томат и горох
Г. Одуванчик и горчица

Строение лишайников

лишайник

Настоящая дружба в природе — это когда два организма взаимодействуют так выгодно друг для друга, что становятся практически одним целым.

По строению лишайники — это симбиоз грибов и водорослей (как зеленых, так и сине-зеленых.

Симбиоз — это тесное и продолжительное сосуществование представителей разных биологических видов.

Строение лишайников — гриб образует слоевище (таллом). Клетки водоросли располагаются внутри этого слоевища.

слоевище

Строение лишайников

автотрофная часть организма

грибная составляющая тела лишайников

  • цианобактерии
  • зеленые водоросли
  • аскомицеты
  • низшие грибы

Интересное получается взаимодействие. Водоросли — автотрофные организмы, а грибы — гетеротрофы.

Формы лишайников

  • накипные — таллом представлен коркой на субстрате. Т.е. как такового, тела у слоевища практически нет. Крепление к субстрату осуществляют тоненькие нити гифов и отодрать их без повреждения организма не легко…

строение лишайников

  • листоватые — слоевище похоже на лист округлой форме, гифы крепятся к субстрату, образуя «ножку».

строение лишайников

  • кустистые лишайники — таллом образует размной формы «веточки»

строение лишайников

Питание лишайников

Как же питается такой организм «2 в 1»? Легко! Водоросль, естественно, питается автотрофно, т.е. производит органические вещества из неорганических, а гриб как раз потребляет эти органические вещества, перерабатывая их опять в неорганические. Грибы ведь редуценты.

Гифы играют роль корней: они впитывают воду и растворенные в ней минеральные соли. Клетки водорослей образуют органические вещества, выполняют функцию листьев. Воду лишайники впитывают всей поверхностью тела (используют дождевую воду, влагу туманов). Важным компонентом в питании лишайников является азот.

Те лишайники, которые в качестве фитобионта имеют зелёные водоросли, получают соединения азота из водных растворов, когда их слоевище пропитывается водой, частично прямо из субстрата.

Лишайники, имеющие в качестве фитобионта сине-зелёные водоросли (особенно ностоки), способны фиксировать атмосферный азот.

Гриб защищает водоросль от пересыхания, поставляет воду и минеральные соли, за счет грибов водоросль может находиться на суше и т.д.

Интересно, что лишайники очень разнообразно окрашены — от серо-зеленых до сиреневых или багрово-красных.

лишайники

Размножение лишайников

    образуются специальные выросты таллома с клетками водоросли. Они отщепляются от основного растения и распространяются ветром, водой, животными.
  • Бесполое — гриб образует специальные бесполые споры, которые вызревают в мешочках, а затем высеиваются, и таким образом могут распространяться на очень большое расстояние.
  • Половое — образуются половые споры (аско- и базидиоспоры), которые потом образуют плодовые тела.

Лишайники — индикаторы экологической обстановки. Они растут только в местах, в которых нет химических загрязнений.

Они являются «пионерами» в формировании растительных сообществ. Выделяя органические кислоты, лишайники разрушают материнскую породу, а при отмирании их органика вместе с ней формирует первичную почву, на которой могут поселиться растения

Взаимодействие с другими организмами:

— лишайники — корм для оленей и лосей, т.е. они являются консументами первого порядка по отношению к автотрофной части организма;

— лишайники очень легко осваивают даже скалистые поверхности — они появляются там, где еще и растений-то нет; причем, не важно, поверхность естественная или искусственная — лишайники одинаково легко приживаются и там и там;

— лишайники очень широко используются человеком в медицине для получения антибиотиков — как в официальной, так и в народной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector